Как установить дисциплину, не разрушая базовое чувство привязанности и не нарушая доверительные отношения с ребенком? Советы известного канадского психолога и психотерапевта Гордона Ньюфелда.
1. Как можно чаще используйте распорядок и ритуалы, чтобы обеспечить нормальное поведение ребенка
Смысл заключается в том, что не надо говорить детям, что делать. Например, если у вас есть традиция всей семьей собираться за обеденным столом по выходным, ребенок не сможет никак опротестовать это, ведь это ритуал. Что касается использования структур, списков, это тоже может быть очень полезно. Например, вы не говорите в ультимативной форме – сегодня у нас на обед суп. А предлагаете – сегодня у нас на обед суп или запеченный картофель. У ребенка появляется мысль: «Мне не приказывают, что есть, а дают выбор».
2. Признайте свою ответственность за то, чтобы уберечь ребенка от неприятностей, поступайте в его интересах.
3. Все время общайтесь с ребенком так, как будто исходите из того, что он ХОЧЕТ быть для вас хорошим.
Побуждайте в детях добрые намерения. Если вы думаете, что ваш ребенок плохой, злой и непослушный, он будет специально делать неприятные вещи. Это разрушает отношения.
4. Перекрывайте проблемное поведение и дисциплинарные меры, к которым оно приводит.
«Стройте мостик» над проблемами и концентрируйтесь на следующей связи. Например, перед сном скажите малышу: «Сегодня мы отлично провели день, думаю, ты мне приснишься! А завтра утром испеку тебе оладьи».
5. Всегда старайтесь завладеть, прежде чем давать указания.
6. Режиссируйте поведение незрелого ребенка.
Подсказывайте ребенку, как и что надо делать; направляйте его. Это могут быть даже обычные фразы вроде «Вот так мы гладим кошку», «Так мы катаемся на лыжах» и т.д.
7. Не разбирайте инциденты больше, чем нужно.
Что же делать при инциденте? Вместо того, чтобы достичь каких-то целей, старайтесь просто не навредить. Обозначьте, что произошло нарушение (если необходимо), перекройте проблемное поведение («постройте мостик»), пометьте для себя в голове, когда вы будете говорить с ребенком об этом инциденте (если на данный момент ситуация накалена) и выйдите из него чем раньше, тем лучше.
8. Детям, неспособным к смешанным чувствам, преподносите свою волю как часть их игры и проигрывайте проблемные импульсы и порывы.
9. При столкновении с тщетностью, помогите ребенку прийти к чувству печали.
Как правило, мы пытаемся утешить ребенка чем-то вкусным или покупкой новой игрушки, но это неверный подход. Так ребенок не извлечет никакого урока из ситуации, которая привела его к этому чувству.
10. Взращивайте добрые намерения, чтобы привить ценности, внушить чувство ответственности и посеять семена самоконтроля.