Как ваш малыш воспринимает информацию

«Объясняешь ему, объясняешь, а все без толку!» – жалуются порой родители. Огорчение понятно, ведь вроде все делают правильно. Обидно становится, когда приходит кто-то другой и чуть не за три минуты доносит до чада то, с чем они бились несколько месяцев… Секрет между тем прост. Когда способы восприятия информации у объясняющего и подопечного совпадают, им легко понимать друг друга. Если же совпадения нет, сложностей не избежать. На что нужно обращать внимание, чтобы возникали они как можно реже?

Вижу, слышу, чувствую

О том, что у каждого из нас есть ведущая сенсорная система (аудиальная, визуальная или кинестетическая), сегодня знают почти все. При этом не всегда мы соотносим это с презентацией учебного материала. А зря! Подаваемый в «чужой» системе урок сложен вдвойне, ведь материал не цепляет, не вдохновляет. При этом «своя» система тоже не выключается, а значит, ребенка постоянно отвлекают более яркие сигналы. Трудно и взрослому: после объяснений «в пустоту» он начинает раздражаться, злиться. Даже если учитель старается этого не показывать, малыш чувствует негативные эмоции и совсем «закрывается». Круг замыкается.

Понять, какая из сенсорных систем у вашего ребенка ведущая, можно довольно рано.

  • Малышу-визуалу очень важно видеть маму. Он спокоен, когда она находится в поле его зрения. Подрастая, визуал будет ползать за мамой по всему дому и рыдать, если она оказалась за закрытой дверью. Для него, более чем для других сверстников, действует правило: то, чего я не вижу, не существует. Поэтому скрывающаяся за соседней стеной мама исчезает для малыша навсегда…
  • Ребенок-аудиал чувствует себя уверенно и защищенно, когда слышит мамин голос. Родители таких детишек подмечают, что их можно спокойно оставлять одних в комнате (в кроватке, в манеже) и заниматься домашними делами, если при этом активно с ними разговаривать. Такие малыши любят сказки, песенки и стишки, активно повторяют звуки за взрослыми. С другой стороны, именно они активно реагируют на все шумы в доме, пугаются внезапного звонка, шума дрели или пылесоса, яркого незнакомого голоса.
  • Маленькие кинестетики – «ручные» дети. Им хорошо, когда мама держит их на руках или носит в слинге. Они не любят сидеть спокойно и очень подвижны – все хватают, вертят, бросают, тянут в рот. Кинестетики очень чувствительны к фактуре материалов того, что их окружает. Прежде чем приступить к объяснению «урока», несколько дней просто понаблюдайте за малышом в совместных играх. Вы легко заметите и почувствуете, в каких случаях (и учебных предметах) он готов слушать рассказы, в каких предпочтет рассматривать и рисовать картинки, схемы, карты, а в каких – использовать предметы, ставить опыты и проводить эксперименты. Опираясь на эти наблюдения, вы легко сможете подстроить свои занятия под индивидуальность вашего чада. Например, малышу-аудиалу можно рассказывать смешные стишки и сказки про числа, с визуалом – закрашивать лишние фигурки в специальных тетрадках, а с кинестетиком – считать конфеты, ступеньки и проезжающие машинки.

По способностям

  • При организации занятий с визуалом важно использовать рисунки и схемы, подбирать пособия с яркими, разнообразными картинками. Эти детки с удовольствием раскрашивают, обводят, срисовывают. Им важно сразу подсказать, как делать работу таким образом, чтобы она выглядела красиво и аккуратно. Выбирать пишущие принадлежности нужно так, чтобы малыш мог легко исправить неточности, не испортив общего вида.
  • Малыш-аудиал легко воспринимает объяснения на слух. Можете использовать аудиогиды по всем областям знаний – он будет с удовольствием их слушать. С аудиалом важно разговаривать о пройденном материале, проговаривать алгоритм и порядок действий, учить правильному объяснению решений и правил.
  • Кинестетикам хорошо подходят занятия по системе Монтессори, где разрешается все-все-все трогать и со всем экспериментировать. С таким ребенком важно использовать как можно больше тактильного материала (например, палочки, фишки, камешки или конфеты для обучения счету).

Уровень возбудимости

Есть люди, вспыхивающие искорками интереса, внимания, удивления легко и быстро. А есть и те, в которых такой огонек нужно раздувать долго и старательно. Если ваш малыш относится к первым, то эмоционального восклицания («Вау! Смотри, как здорово! Интересно, а если сделать вот так, что-нибудь получится? Давай попробуем!») будет достаточно для того, чтобы вовлечь его в исследование нужного вам процесса. В этом случае хватит вашей собственной искренности и заинтересованности. Во втором варианте эмоциональный всплеск ребенка как минимум насторожит, если не отпугнет. Ему требуется мягкое, спокойное присутствие взрослого, который будет раз за разом увлеченно что-то делать, давая малышу возможность интересоваться делом по мере готовности (яркий пример «работы» такого способа – вальдорфская педагогика). Подобных детей довольно сложно «включать» в действия, но зато их гораздо проще в них поддерживать: заинтересовавшись чем-то, малыш сам будет возвращаться к делу, как только выдастся возможность.

Внимание и абстрактность мышления

Эти два компонента развиваются с возрастом. Чем младше ребенок, тем меньше у него объем произвольного внимания, но тем предметнее его мышление. Поэтому, прежде чем приступать к продумыванию планов ваших занятий, поищите информацию о возрастных нормах внимания и абстрактности. Их несоблюдение ведет к тому, что малыш во время «урока» будет отвлекаться. Новая информация в этом случае никак не усваивается, а лишь вызывает раздражение и отторжение.

Чтобы помочь ребенку удерживать внимание и деятельность в правильном русле, выбирайте те предметные области, которые априори вызывают у него интерес. Не имеет значения, что именно считать (машинки или котят) и на каком примере начинать изучать строение тела (с робота, совы или младшего брата)! Важно, чтобы вы, наблюдая за ребенком, научились чувствовать его интерес к предмету. Для дальнейшего успешного обучения важнее всего, пожалуй, – научить ребенка самого понимать, как и когда в нем рождается постпроизвольное внимание (сначала что-то делал, потому что нужно, а потом увлекся так, что за уши не оттащишь).

Переключение VS погружение

Интерес к предмету у разных людей отличается еще и тем, что у одних он линеен, а у других – разносторонен. К примеру, начал ребенок читать про динозавров, и ничто, кроме динозавров, его какое-то время не интересует. Затем будут самолеты, следом за ними – камни, потом – футболисты. Но в любом случае это будут узкие области. У других интерес расходится, как круги от брошенного в воду камня. Оттолкнувшись от одного понятия, ребенок бредет через множество тем, узнавая одновременно немного фактов из истории, литературы, музыки, этикета, физики и химии, географии и биологии и т.д.

Приверженцам первого пути второй кажется слишком отвлекающим. Для поклонников второго, наоборот, первый – очень скучен и однообразен. Тем не менее право на существование имеют оба.

Сам или вместе?

Самостоятельность может касаться разных вещей, от выбора темы или объекта изучения (карандаш) до мелочей (цвет или толщина его грифеля). Задача родителей – научить ребенка самостоятельности и одновременно – пониманию, когда нужно обращаться за помощью. Для этого необходимо находиться рядом именно в те моменты, когда вы ему нужны, и отходить в сторону, когда ваше присутствие не требуется. Перед тем как приступить к занятию, спросите у ребенка, чем бы он хотел заниматься, что важное он хочет узнать или исследовать сегодня, с чем из этого он справится сам, а в чем нужна поддержка. В одних областях и действиях дети готовы к большей самостоятельности, в других им требуется подсказка или сопровождение. Конечно, стоит помнить, что есть малыши, которым помощь нужна в гораздо большей степени, чем другим: их собственные силы еще малы, чтобы справляться даже с маленькими задачами без помощи любящего и опытного наставника. Но при родительской поддержке они могут легко парить в атмосфере самостоятельности.

Важно иметь в виду: данный пункт не распространяется на то время, когда ребенок переживает кризис самостоятельности (например, в трехлетнем возрасте). В такие моменты он все хочет «сам», потому что это время формирования самоидентичности.

Что делать, если вы «не совпадаете» с ребенком в способах восприятия информации: например, когда малыш – визуал, а вы – кинестетик? Выбирать пособия и учебную активность нужно, исходя из его ведущей сенсорной системы, а не своей (т. е. покупать для ребенка-аудиала диск с энциклопедией вместо пятого математического конструктора, который вам приглянулся).

Часть и целое

Есть дети, которые, нуждаясь в поддержке, совете или просто внимании, рады показывать свою работу на каждом ее промежуточном этапе. Другие же половины не откроют – им важно выполнить все от начала до конца, а потом продемонстрировать результат. Подумайте, какой из подходов вам ближе? Если вы с ребенком не совпадаете, это будет одним из серьезных камней преткновения не только в обучении, но и просто в отношениях (в одном случае он будет чувствовать себя ненужным и покинутым, в другом – постоянно и жестко контролируемым).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий