Развитие скорочтения у детей: зачем это нужно?

Когда-то школы скорочтения росли, как грибы после дождя. Сейчас бум поутих, и пришла пора разобраться, нужно ли ребенку умение быстро читать и как научить ребенка скорочтению.

Зачем учиться скорочтению?

Скорочтение тесно связано с развитием памяти. Хорошо читающие дети легко запоминают и пересказывают объемные тексты. Для школьника это очень ценное качество. Ведь если ребенок читает медленно, он просто не сумеет усвоить тот объем информации, который предлагает ему современная школа. Что подтверждают и наблюдения педагогов, которые обнаружили прямую зависимость между скоростью чтения и успеваемостью учеников.

Оптимальной считается чтение со скоростью разговорной речи – примерно 120-150 знаков в минуту. Только тогда ребенок будет полностью понимать все, что прочитал, значит, он будет легко усваивать информацию. Именно по этой причине учителя так ратуют за развитие скорочтения детей. Причем скорочтением читается чтение, скорость которого превышает указанные показатели.

Обучение скорочтению

Родители часто спрашивают: «Как научить ребенка скорочтению?» Прежде всего, надо понимать, что раньше 10-12 лет обучать ребенка скорочтению не следует. Ведь ученики 1-4 класса лучше запоминают информацию, которая передается со скоростью разговорной речи. Но некоторые упражнения, которые используются в процессе обучения скорочтению, будут полезны и для первоклассников.

Слова-половинки. Ребенок должен отгадать слово по отдельному его фрагменту. Напишите 5-10 слов крупными буквами на отдельных листах бумаги. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке и перемешайте их. Предложите ребенку сложить из этих половиной правильные слова.

На буксире. Выберите страницу связного текста из любой книги. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечайте строчки, которые вы читаете. Ребенок должен читать вслух, следя за вашим пальцем. Так, волей-неволей, он будет вынужден подстроиться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Прыжок-остановка. С помощью этого упражнения ребенок учится ориентироваться в тексте. Ребенок сидит, положив руки на колени.  Взрослый командует: «Прыжок», и ребенок начинает читать текст. По команде «Стоп, остановка!» ребенок должен оторваться от книги, закрыть глаза. Через несколько секунд, когда вновь раздается команда «Прыжок!», ребенок должен открыть глаза и найти в книге место, на котором он остановился.

В 8-10 лет, чтобы освоить навыки скорочтения, рекомендуется бороться с так называемым неосознанным проговариванием. Здесь пригодится следующее упражнение: ребенок, как обычно, читает вслух, и, когда взрослый подает команду: «Губы!», прикладывает к губам указательный палец левой руки. После чего он переходит в режим чтения про себя, затем по команде взрослого: «Вслух!» ребенок убирает палец с губ и читает уже вслух.

Также 8-10-летнему ребенку можно предложить «расколдовать» предложения, в которых слова написаны в произвольном порядке, отчего теряется их смысл, например: «Каши Кате манной нашей дали». Школьник должен расставить слова в правильном порядке.

Для развития зрительной памяти предложите школьнику расставить в словах буквы. Напечатайте отрывок текста, пропустив в словах гласные. Предложите ребенку заполнить пропуски, отведя на это определенный промежуток времени – не более 5 минут на 2-3 предложения. Позже можно будет пропускать согласные, слоги и любые буквосочетания.  Это научит ребенка анализировать состав слова, соотносить первые и последние буквы слова.

Предложите школьнику стать учителем. Взрослый, зачитывая отрывок, намеренно ошибается в произношении одного или нескольких слов. Задача «учителя» — прервать чтение взрослого и исправить ошибки, произнеся слово правильно.

Интересным будет и написание зрительного диктанта. Напечатайте текст, в котором не больше 6 предложений. Накройте текст листом плотной бумаги, а затем откройте первое предложение и дайте ребенку 8 секунд, чтобы его прочитать и запомнить. Закройте текст и предложите школьнику написать предложение по памяти. Так же поступают и с остальными предложениями. Главное: текст надо повторить слово в слово!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий