Школьная пора – это не только период появления новых впечатлений, друзей, событий, но и серьезный период, когда зависящие во многом от родителей чада, становятся более взрослыми и самостоятельными. Они читают, слушают, воспринимают и анализируют информацию. И от того, насколько успешно проходят все эти этапы, зависит усвоение материала.
Отправляя ребенка в школу, практически все родители мечтают о том, что их отпрыск, отдохнув после трудового дня, с радостью примется за домашнее задание.
Но на деле оказывается, что ребенок, чаще всего, продолжает заниматься своими делами, всячески оттягивая момент встречи с «гранитом науки». Но ведь выучить уроки все равно нужно. Что же предпринимать взрослым в этом случае – ругать и заставлять, или искать индивидуальный подход?
Корень проблемы
Во многом желание получать знания зависят от микроклимата в семье. Если чадо на свой отказ делать уроки получает волну агрессии, упреков в бестолковости и прочих неприятных вещах, то ребенка однозначно охватит стресс. Именно он может стать причиной протеста или, наоборот, разочарования в собственных силах.
Но это далеко не единственная причина. С чем еще может быть связано отсутствие желания выполнять домашнее задание?
- Лень. Пожалуй, один из самых распространенных вариантов объяснения ситуации взрослыми. Действительно, есть дети, которые ленивы по своей природе. Но в таком случае, у них отсутствует желание заниматься всем на свете, и не только учебой.
А если ребенок не хочет делать уроки, но с удовольствием читает книгу или смотрит фильм, значит, причину нужно искать в другом. Вам стоит откровенно поговорить и узнать, что тревожит чадо. Возможно, он чрезмерно устает, боится признаться, что не понимает предмет, или имел конфликт с преподавателем.
- Боязнь высмеивания и осуждения. В первом случае это может быть связано с одноклассниками. Особенно часто такая ситуация имеет место в подростковом возрасте. Тинейджеры пытаются идти против системы, уверяя всех, что учиться – это немодно и неинтересно. А над теми, кто прилежно выполняет все задания, смеются, «исключают» из своего коллектива, и всячески гнобят. Ребенок не хочет быть изгоем, и потому вынужден следовать такой «моде».
В случае с осуждением, имеет место неправильное поведение преподавателей, которые часто сравнивают успешность детей, приводя в пример одних, и применяя не самые приятные эпитеты для других.
- Дефицит внимания. Протестуя против учебы, ребенок на самом деле пытается привлечь, таким образом, внимание родителей, и показать, что нуждается в их любви и поддержке.
Подумайте о том, сколько времени вы уделяете общению с чадом, помогаете ли в решении его проблем, выполняете ли данные обещания, часто ли обнимаете, целуете.
- Сложности в усвоении материала. Не каждому дано одинаково хорошо усваивать знания точных и гуманитарных наук. Поэтому, не разобравшись единожды в предмете, ребенок опускает руки, и считает, что предмет для него непонятен. Чадо стесняется сказать об этом, потому всячески избегает момента выполнения домашнего задания.
Что делать родителям в таком случае? Опять-таки, спокойно побеседовать. Если окажется, что вы сами не сможете объяснить непонятные моменты, можно нанять репетитора, или договориться с учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.
Научить учиться
Пришло время конкретных рекомендаций, которые помогут прояснить ситуацию и сделать процесс выполнения домашнего задания приятным, как для школьника, так и для его родителей:
- Первое, что нужно объяснить ребенку – это то, что «домашка» является его непосредственной работой и обязанностью. Ведь ходит в школу он не для родителей, а для себя – получать знания, которые пригодятся в будущем.
- Постарайтесь рассмотреть в ребенке скрытый потенциал, который станет лучшей мотивацией для учебы. Высокой эффективности этот метод достигает как раз в период подросткового возраста, когда чадо жаждет самостоятельности и пытается определиться с будущей профессией и жизнью в целом.
- Не заставляйте, а направляйте. Не нужно навязывать отпрыску последовательность выполнения работы, не нужно строить режим за него. Дайте ребенку быть более самостоятельным. Пусть выберет сам, в какой очередности он будет делать задания.
Не лишним также будет вместе составить и режим дня. Для этого хорошо все написать на большом листе бумаги, определив время прихода со школы, отдыха, хобби, выполнения «домашки» и развлечений.
- Имейте терпение. Многие родители, не в силах терпеть многочасовые сидения над книгами, хватаются сами решать задачи и писать сочинения. Но всего несколько таких раз дадут четко понять школьнику, что он может использовать вас в своих целях.
В первом классе, например, вы можете уделить некоторое время, чтобы помочь, и с каждым годом давать ребенку возможность самостоятельно выполнять заданное, обращаясь к вам только за «консультациями».
- Определите поощрения. Этот совет часто вызывает неоднозначную реакцию, ведь многие сразу думают о материальном вознаграждении за хорошие оценки. Поощрением может быть даже обычная похвала. Простые фразы: «ты – большой молодец», «я всегда знала, что у тебя все получится», «ты ‒ способный» и подобные, дают почувствовать школьнику веру родителей в него и получить уверенность в собственных силах.
Но не исключается и более материальная похвала – поездки, походы, покупки. Но не стоит делать их объектами мотивации, пусть лучше они станут наградой за прилежный труд.
Уделяйте ребенку достаточно внимания, интересуйтесь тем, как прошел его день, находите время выслушать и помочь, тогда большинство проблем исчезнут сами собой, а ваш ученик будет настоящей гордостью.