— У меня ребёнок — индиго!
— У меня ребёнок — высокочувствительный!
— У меня ребёнок гиперактивный!
Родители, произносящие такие фразы, имеют в виду следующее:
- ребёнок нормальный, хоть и не такой, как все;
- с этим ничего не поделаешь — таким родился.
А как обстоят дела на самом деле?
Аура цвета индиго
«Дети индиго». Понятие появилось с лёгкой руки экстрасенса Нэнси Энн Тэпп в 1960 году. А много позже, в 1982 году, стала очень популярной её книга «Понимание твоей жизни с помощью цвета». И родители вздохнули с облегчением, оказалось, что 70% детей до 10 лет имеют ауру цвета индиго, означающую особые умственные и психологические особенности. А потом она угасает…
Дети индиго:
- неусидчивы и очень энергичны;
- не признают авторитетов;
- выбирают индивидуальную работу;
- обладают даром телепатии;
- с высоким уровнем творческих и умственных способностей, но для раскрытия потенциала нуждаются в содействии взрослых;
- любят получать знания опытным путём;
- невосприимчивы к традиционным приёмам воспитания;
- испытывают трудности в общении со сверстниками;
- при малейшем непонимании замыкаются в себе;
- импульсивны, их настроение меняется ежесекундно и зависит от мелочей;
- обладают чувством повышенной социальной несправедливости;
- имеют обострённую интуицию, способны быстро усваивать новые знания.
Как обращаться с ребёнком-индиго? Развивайте его таланты. Предоставьте свободный выбор действий, и вместе с тем, учитесь говорить “нет” правильно. Будьте рядом (заботьтесь, привлекайте нужных учителей).
Дети индиго считались, чуть ли не новой расой людей, нашим будущим и т. п. Но прошло уже более тридцати лет. Они выросли, и ничего нового не случилось. Про них снимали фильмы, писали статьи и книги. Но до сих пор нет научного подтверждения феномену. Сейчас интерес к детям индиго почти утерян. Зато на первый план выходят другие дети — высокочувствительные.
Чувства обострены до предела
В 2013 году в нашей стране стала популярна книга Элен Эйрон «Высокочувствительный ребёнок». Автор — психолог с большим стажем, определяет само понятие и открывает глаза родителям на правила обращения с собственным ребёнком. Благодарственных отзывов много, мамы и папы восприняли эту книгу «на ура». Почему же?
Элен Эйрон считает, что высокочувствительные дети (их 15-20%) обладают даром получать из окружающего мира больше информации, чем их сверстники.
Высокочувствительные дети:
- с осторожностью относятся к окружающим;
- сверхчувствительны к боли;
- часто болеют;
- метеочувствительны (реагируют на изменение погоды и климата);
- проницательны, могут удивлять предсказаниями, которые сбываются;
- остро воспринимают социальную несправедливость;
- очень раздражительны (их может вывести из себя неподходящая одежда, громкие звуки, душное помещение, шум, внезапное событие);
- быстро утомляются;
- испытывают страх перед всем новым — поездками, пищей… особенно не любят сюрпризы;
- новый вид деятельности тщательно обдумывают, а потому их часто считают тугодумами и неспособными; однако, если с ними заниматься мягко и регулярно, то проявляют высокие способности практически во всех областях, используют сложные слова, мыслят «по-взрослому»;
- имеют повышенные требования к себе и после первой неудачи отказываются от дела, поэтому важно быть рядом, направлять и поддерживать;
- почти не имеют друзей, так как друзья могут переходить границы чувствительности ребёнка и быть ему неприятны.
Что делать, если у вас высокочувствительный ребёнок?
- Всегда поддерживайте его, подчёркивайте достоинства, проводите с ним больше времени;
- Уважайте его чувства, и личную территорию, разговаривайте спокойно и доброжелательно (подробнее об этом в статье Личная территория ребенка или уважение с малых лет);
- Учите понимать других людей и воспринимать неудачи философски;
- Обеспечивайте ребёнку комфортное существование.
Нет, это не активный ребёнок, а гиперактивный!
Кто такой гиперактивный ребенок и как с ним жить? Кажется, что термин гиперактивность — вполне себе научный. Нет. Это тоже всего лишь определение поведения ребёнка.
Гиперактивные дети:
- опережают в развитии своих сверстников;
- имеют острый ум и цепкую память;
- очень подвижны;
- быстро утомляются и при этом не отдыхают, как остальные, а начинают ещё больше двигаться, впадать в истерики и всячески привлекать к себе внимание;
- быстро становятся голодными — это нормально при такой-то активности;
- не переносят громкие звуки, не могут находиться в душном помещении;
- испытывают огромную гамму чувств;
- мгновенно меняют настроение, что зависит от мельчайших нюансов;
- впечатлительны;
- настороженны ко всему новому;
- нуждаются в повышенном внимании взрослых.
Как себя вести с гиперактивным ребёнком? Уберите все раздражители, установите контакт. Определите правила поведения понятные для ребёнка и не меняйте их. Давайте конкретные простые поручения и хвалите за их выполнение. Помогите малышу соблюдать режим дня. Хвалите за всё хорошее, а то, что не получается, обсуждайте спокойно. Развивайте сильные стороны малыша. Направляйте энергию в нужное русло.
Не навешивайте ярлыки, а действуйте!
Вы можете считать ребёнка каким угодно, однако знайте, что вам обязательно нужно показать его психоневрологу, если имеются:
- сложности в общении со сверстниками (трудности социализации);
- проблемы с усвоением школьного материала (постулат, что ребёнка не понимают учителя, не принимается. В этом случае вы обязаны подобрать ребёнку подходящее учебное заведение и сделать всё, чтобы он получил хорошее образование);
- плохой аппетит;
- частые заболевания (каждый месяц и чаще);
- повышенная двигательная активность;
- беспричинные вспышки агрессии и злости.
Врачи считают, что все дети нуждаются в повышенном внимании со стороны родителей. Но это не то внимание, когда ребёнка таскают по развивающим занятиям и покупают сладости с вещами. Внимание — это совместно проведённое время, адекватное общение и своевременная помощь для решения конфликтных ситуаций и социализации ребёнка.
Но как же показать ребенку свою любовь, заботу и внимание? «Я думаю о тебе, ты мне важен, я люблю тебя, ты самый лучший на свете!» Когда любовь переполняет, мы легко и с удовольствием делимся ею!